Разработка систем безопасности

         

Обязанности руководства

Обязанность руководства заключается не только в материально-технической и организационной поддержке. Недостаточно одного благословения программы информационной безопасности: руководство должно признать программу частью производственного процесса. Признание руководством программы информационной безопасности частью производственного процесса показывает, что отношение руководства к ней точно такое же, как и к другим задачам, стоящим перед организацией.

Обычно, когда такое говорят представителям руководства, их это шокирует и приводит в ужас. Прежде всего, они не обучались технологии или основам информационной безопасности. Им объясняют, что они и не должны понимать, как это работает, но им необходимо быть уверенными, что их бизнес надежно защищен, а решения безопасности не мешают бизнес-процессу. Руководство намечает определенные цели для организации, а большинство профессионалов в сфере безопасности и информационных систем не желают понимать или вникать


в эти нюансы. Это не нападки на руководство или на технический персонал, но годы разногласий и непонимания настроили две эти группы враждебно по отношению друг к другу.

Обе группы должны понимать, что безопасность не является чем-то таким, что может быть сложено в красивую папку и поставлено на полку. Она является целью, за осуществление которой должны бороться обе эти стороны. Это становится ясно после анализа степени риска, стоимости и требований гарантии защищенности доступа к информации. Руководящий состав должен нести ответственность за проведение анализа и возложение обязанностей на технический персонал, отвечающий за внедрение правил информационной безопасности.

Комитет по управлению информационной безопасностью

Один из способов перебросить мост между двумя группами заключается в создании Комитета по управлению информационной безопасностью. В обязанности этого комитета будет входить контроль за изменениями в планировании бизнеса и определение того, каким образом правила информационной безопасности должны отражать эти изменения. Другой целью этого комитета может быть анализ производственных процессов и обеспечение гарантий соответствия их правилам безопасности, а также удовлетворение запросов на исключения из этих правил.

Чтобы комитет работал успешно, необходимо, чтобы в него входили специалисты различного профиля, наподобие состава группы, которая разрабатывает документы, определяющие политику безопасности. Однако разница в том, что этот комитет должен состоять исключительно из представителей руководства, которые будут понимать суть политики безопасности с позиций и экономических, и технических перспектив. Техническое руководство должно осознавать суть проблем бизнеса и иметь доступ к информации для того, чтобы оказывать помощь в принятии правильных решений по вопросам безопасности. Необязательно каждому члену комитета быть руководителем исполнительного уровня, но было бы неплохо, чтобы в комитете были представители и исполнительного персонала.

Право на информацию

Одной из самых сложных задач руководства или комитета по управлению является распределение ответственности за информационные ресурсы или средства управления ими, что также называется правом на информацию. Лицо, которому предоставлено право на информацию, становится ответственным за сохранность информационных активов согласно установленным правилам.

Для многих людей право на информацию представляет собой довольно непростую концепцию. В традиционной модели безопасности данные и средства управления ими хранятся на серверах под бдительным надзором администратора или администраторов. Администратор должен понимать, как функционирует система, и как установить средства управления доступом. Проблемы начинаются тогда, когда администратор вынужден иметь дело с набором разнотипных средств управления большим числом разнотипных серверов, баз данных, средств хранения данных или, проще говоря, "ресурсов". Чтобы поддерживать ощущение порядка, администратор следует правилам, пытаясь привести их к единому знаменателю, как-то удовлетворяющему каждой из обслуживаемых им систем.

В этом сценарии типа "безразмерная подгонка на все случаи" администратор устанавливает классификацию, степень важности и средства управления доступом к информации согласно своим представлениям о работе. Нет гарантий того, что эти атрибуты будут соответствовать правилам безопасности в отношении каждого, кто имеет доступ к информации. Могут возникнуть конфликты между пользователями, требующими доступ к информации, и администраторами, которые приняли ошибочные решения.

В качестве альтернативного метода можно было бы предоставлять право на данные и на средства управления. Ответственный за информацию отвечал бы за предоставление доступа к данным и определял бы, каким образом будет осуществляться управление данными. Для управления информационными активами ответственный за информацию работал бы с администраторами безопасности и/или системными администраторами. Он сам бы определял степень важности и классифицировал информацию вместо того, чтобы оставлять это на попечение администратора. В результате управление информационными активами соответствовало бы нуждам ответственного за информацию.

Ответственный за информацию отвечал бы за отклонения от общепринятой практики обработки информации. Если запрос на получение информации требует действий, нарушающих существующие правила, то в таком случае ответственный за информацию будет отвечать за принятые отклонения от правил и за возможные последствия. В некоторых организациях от ответственного за информацию требуют письменного запроса на отклонения от правил, а также он должен подписать заявление о полной ответственности в случае возникновения потенциальных проблем. Поскольку никто не хочет излишне рисковать карьерой из-за такой ответственности, запросы на отклонения от правил появляются нечасто.

Обратная сторона права на информацию заключается в том, что ответственный за информацию должен обеспечивать доступ к информации в соответствии с требованиями правил безопасности. Более того, некоторые ответственные за информацию считают, что несправедливо требовать от них полной ответственности и заставлять рисковать своей карьерой, поэтому они нарушают инструкции и игнорируют правила. Изначально ответственный за информацию должен осознавать ответственность за информацию, которой он или она наделен. Единственный способ решить эту проблему заключается в надлежащем обучении вопросам безопасности, в поддержке руководства и последовательном строгом контроле за соблюдением требований.

Другая проблема, связанная с правом на информацию заключается в том, что эта схема хорошо работает только в таких организациях, где данные можно распределить среди потенциальных ответственных за информацию. Автор книги не замечал, чтобы такая схема хорошо работала в маркетинговых организациях или в таких компаниях, где данные полностью интегрированы в среде. Право на информацию также может стать проблемой в небольших организациях, в которых недостаточно людей для поддержания этой концепции. Одна из компаний, с которой сотрудничал автор, сделала каждого из 20 служащих совладельцами данных. Несмотря на то, что это было сделано, в первую очередь, в целях поддержки морального состояния, такая мера также помогала поддерживать целостность данных.

Если вашу организацию не удовлетворяет предложенная концепция права на информацию, можно откорректировать правила так, чтобы они предусматривали создание ответственных комитетов. Такие небольшие комитеты выполняют ту же работу, что и ответственные за информацию, но ответственность несет не одно лицо, а группа лиц. Еще лучше, когда весь комитет является ответственной стороной. В этом случае при появлении запросов на отклонение от правил создается ситуация, требующая дополнительных проверок и согласований.

Распределение прав на информацию

Первое правило при распределении прав на информацию заключается в том, чтобы заинтересовать ответственного за информацию, сделав его собственником этих данных. Другими словами, ответственным за финансовую информацию должен быть кто-то, кто подчинен финансовому директору. Такое распределение сделать непросто. Не стоит создавать массу различных подразделений, если это не согласуется с бизнес-процессом. Это также означает, что отдел информатизации не должен являться ответственным за всю информацию, разве что это необходимо для таких операций, как конфигурирование системы, идентификация пользователей, службы именования доменов и т.п.

На одном из этапов этого процесса необходимо переговорить с заинтересованными сторонами. Обсудив право на информацию с теми, кто имеет к ней непосредственное отношение, можно выяснить их соображения по этому поводу. Они могут даже предложить идеи касательно того, как распределить или систематизировать ответственность за информацию.

Права на информацию должны быть распределены на основе систематизации информационных активов верхнего уровня. Можно использовать те же результаты систематизации информации, которая была проведена во время подготовительных работ (описанных в главе 1 "Что собой представляет политика информационной безопасности"). Мы рекомендуем использовать систематизацию верхнего уровня, так как в этом случае не будет слишком много лиц, ответственных за информацию. Это может потребовать дополнительного анализа того, кто и за какую информацию должен отвечать, но ограничение числа ответственных лиц даст возможность управлять этим процессом. Таким образом, в соответствии с классификатором информации каждый важный вид информации должен иметь назначенного ответственного за этот вид информации.

Обязанности ответственных за информацию

Если организация приняла решение распределить права на информацию, необходимо рассмотреть, какие обязанности имеют ответственные за информацию лица. Инструкции, изложенные в правилах безопасности, должны определять круг ответственных за информацию лиц, кому разрешен доступ к особым средствам управления информацией. Слово "особые" подразумевает, что ответственные за информацию имеют доступ к таким средствам управления, с которыми не могут работать все остальные. Подобные формулировки правил могут быть составлены и для администрирования средств управления доступом в рамках тех функций, которые дозволены администратору.

Самая важная обязанность ответственного за информацию заключается в разрешении и отмене права доступа к информации компании. При разработке правил, которые связаны с правом доступа к информации, необходимо учитывать, что в правилах должна быть регламентирована работа и самого ответственного за информацию. Кроме того, в правилах доступа к информации необходимо оговорить возможность восстановления данных и функций управления доступом. Например, в правилах могут быть следующие формулировки.

  • Если ответственное за информацию лицо будет отсутствовать, то нужно назначить кого-то, кто будет действовать от его имени.
  • Пароли, используемые при управлении информацией, в свою очередь должны содержать пароль или ключ, с помощью которого можно получить доступ к этим паролям в случае, если с ответственным за информацию что-то случится.
  • Должны существовать механизмы для замены ответственного за информацию.

Следует помнить, что рассматриваемые механизмы являются частью правил безопасности. Нужно избегать соблазна регламентировать последовательность действий ответственного за информацию.

Согласование планов информационной безопасности

При обсуждении обязанностей и служебного соответствия руководителей необходимо уделить внимание тому, как руководство следит за соблюдением правил, а также, как оно реагирует на нарушения правил. Эти условия касаются не только поддержки руководства. Необходимо обсудить роли, которые будет выполнять руководство на арене информационной безопасности.

При проведении обучения присутствие представителей руководства может быть эпизодическим и нерегулярным по сравнению с присутствием прочего персонала компании. Но не стоит разделять руководителей на какие-то категории, лучше посмотреть, нельзя ли объединить их в едином плане безопасности. Постарайтесь сделать руководство активным участником. Если нет необходимости контролировать системные журналы или проводить независимые проверки (хотя это могло бы быть неплохой идеей), руководство может быть привлечено к организации совещаний, а также к рассмотрению дел служащих, которые нарушили правила безопасности. Если же проблемы затрагивают правовые аспекты, члены руководящего состава должны стать активными участниками расследования.

Такой метод бывает трудно преподнести нетехническому руководящему составу. Даже в процессе автоматизации бизнес-процессов руководство, которое не понимает технологии, старается спрятаться за спины технического персонала или консультантов. Несмотря на то, что информационная безопасность на самом деле не является техническим вопросом, все выглядит именно так. Один из способов включить руководство в процесс разработки политики безопасности заключается в том, чтобы сделать руководство ответственным за эти процессы подобно наделению правом на информацию управляющих нижнего уровня. Сделав их ответственными за безопасность, можно быть уверенным, что их деятельность сразу станет плодотворной, а вопросы безопасности не будут попадать под сукно в их кабинетах или гибнуть в проволочках различных управленческих комитетов. Для этого звена руководства, чьи амбиции нуждаются в постоянной подпитке, назначение ответственности будет весьма кстати.


Содержание раздела